Заказчик дизайн-продукции -
лицо заинтересованное в удачном и выгодном вложении денег в "дизайн для
себя". Каждый заказчик обычно имеет свое особенное специфическое
понятие на счет того, что красиво, а что нет. Заказчик, доверяющий
дизайнеру, встречается очень редко. И такой заказчик у дизайнера ценится
на вес золота.
Обычно дизайнеру приходится работать с очень
уверенным в своем правильном мнении и упорно его придерживающимся
заказчиком, который нередко абсолютно обделен художественным вкусом, но
воспитан на определенных эталонах и штампах и свято верит в
непогрешимость своего мировосприятия. Ок, пусть так, но он даже не
прислушивается к советам дизайнера и старается все сделать по своему
нисколько не заботять о результате. Спрашивается, зачем тогда он к
дизайнеру обратился?
Одно, если заказчик просто не принял работу -
не понравилось. И такое случается. Это понятно. Но совсем другое дело,
когда заказчик, обращаясь за помощью к специалисту, начинает учить
профессионального дизайнера как правильно проектировать.
В
феномене такого заказчика давно хотелось разобраться. И решить для себя,
что же все-таки заставляет таких людей жестоко уродовать проекты,
сделанные для них профессионалом.
Работая в дизайн-компаниях,
дизайнеры постоянно сталкиваются с проблемой неадекватного восприятия
заказчиком хорошо выполненной для него работы. И приходится резать по
живому и уродовать по определению красивые вещи. А после такой процедуры
получаются проекты в авторстве которых стыдно признаться.
Но,
что самое смешное, это явление практикуется дизайн-компаниями
повсеместно и с удовольствием. О чем знаю не по наслышке. Обычно работа
над проектом для неадекватного заказчика отнимает втрое больше времени,
сил, нервов и ресурсов. Вам это нужно? Такие проекты, как правило,
проходят определенные интересные стадии развития и рождаются мертвыми.
Проанализируем ситуацию, когда заказчик сознательно портит красивую идею. С чем это связано и как с этим бороться?
Для
более-менее полного анализа провели опросец в среде дизайнеров,
полученные результаты на 104 kb объективны, а не плод больного
воображения.
Некоторые цитаты:
Как вы думаете, почему в
большинстве своем упрямый заказчик всегда пытается испортить сделанный
для него хороший проект? С чем это связано? (сфера промдизайна не
затрагивается)
(10:56 AM)
Это связано:
с тем, что вкуса у них нет, а деньги - есть :)
(10:56 AM)
Это связано:
1. специфика менталитета. Раз я плачу - имею право
2. мое мнение - всегда компетентное
3. неразвитый вкус, или полное его отсутствие
4.
не понимание идеи дизайна как такого, как идеи т.е. для заказчика это
не КОНЦЕПТ, а набор картинок, своего рода пазл который по его мнению не
измениться если поменять элементы местами.
(10:56 AM)
1. менталитет - согласен, но умнее было бы прислушиваться к советам специалиста :)
2.
неразвитый вкус - это понятно, но опять же зачем тогда платить бабки
дизайнеру, можно и самому нарисовать :) если результат не волнует, а
если результат важен, зачем тогда его портить?
3. непонимание
идеи дизайна - тоже обычное явление. Здесь скорее всего упрямство, ведь
никто не указывает стоматологу как лучше лечить :) А в дизайне все
чувствуют себя специалистами, наверно просто это всем кажется легкой
работой не заслуживающей уважения.
4.На счет пазла интересно,
получается, что одно из определений отсутствия вкуса - это отсутствие
композиционного мышления, когда заказчик не в состоянии охватить и
просечь всю композицию в целом (соотношения форм, текстур, цветов,
концепции, пространства и т.д.), а видит только отдельные ее части,
потому, что его этому никто не учил, а сам он, не имея врожденного
опыта, не воспринимает композицию цельно. Отсюда и пожелания "поменять
местами, заменить передвинуть и повернуть". В таких случаях я говорю,
что проще сразу начать сначала, а не извращаться на тему "а вдруг
получится не гэ". И если кому-то нужно время, чтобы просеч, что так
будет хуже (а кто-то этого не поймет никогда), то дизайнер видит все
несоответствия с первого взгляда. Он типа натренирован на это :) Это его
жизнь и работа и хлеб.
(11:02 AM)
Именно менталитет - русский сам во всем специалист, послать нах. врача и пойти лечиться водкой - чисто русское.
Результат волнует относительно и ведь они не считают что они его портят.
(11:03 AM)
Это связано:
С
комплексом того, что клиент всегда прав, даже если он обсуждает что-то
чего не знает. Люди считают, что они лучше чем на самом деле, кроме того
они прислушиваются в основном к мнению других начальников. То есть если
бы ты был директором фирмы то твои доводы звучали бы для клиента
убедительнее чем когда ты "просто дизайнер". А испортить они не хотят,
прото воспринимают искусство проще чем ты. Им достаточно поп-арта в
самом черном его проявлении. Пожирнее, поярче, покрикливее. Базарная
тема.
(11:04 AM)
А
еще на уровне поп-арта мир воспринимают маленькие дети и цигане. И
научно доказано, что чем шире кругозор человека и чем он старше и
опытнее, тем более способен воспринимать все изыски нашего мира.
Возьмем
например цвет. Люди старшего поколения более склонны окружать себя
сложными пастельнымиь оттенками, а детям подавай все яркое и броское и
не важно, что цветовая гамма кошмарная, главное заметно и блестит.
Ппонял! там где заказчик не видит в порче дизайна для себя угрозы, там он портит безсознательно, как ребенок.
Слышал
не западе в книжной индустрии автора книги на пушечный выстрел не
подпускают к ее оформлению. Типа ты свое дело сделал - иди кури и нам не
мешай. И автор первый раз видит свою новую книгу только после отпечатки
тиража. И все замечательно - интересная книжка имеет коммерческий
товарный вид. И все это понимают и одобряют.
(11:09 AM)
Есть такая штука на западе давно опроброванная - мы рисуем что хотим и платите вы меньше, если вмешиваетесь - доплачиваете.
Как с этим бороться?
1.
Путь автора - "не лезь не в свое дело". Вся посторонняя критика и
похвала посылается в сад - рекомендован к обязательному применению
только в случаях с авторскими персональными проектами(!)
2. Путь
доктора - "последовательное убеждения с примерами". Тихонечко продвигаем
свою позицию, путем поэтапного изменения дизайна в правильную сторону -
применяется когда заказчик не уверен в себе, сам не знает что хочет, но
очень хочет "помочь" дизайнеру и поэтому всячески мешает ему.
3.
Путь дипломата - "компромисс и уступки" - применяется когда заказчик
уперт и ни в какую. Соглашаемся в мелочах и портим коммерческий вид
проекта по минимуму.
4. Путь наблюдателя - "тузик сдох? а нам
какое дело..." - применяется, когда заказчик предлагает визуализировать
"неправильную" идею без изменений.
И еще:
Здравствуйте.
Прочитал
вашу статью "Феномен упрямого заказчика". На самом деле такие люди
очень часто встречаются. Хотел добавить свой способ борьбы с такими
клиентами. Человеку просто хочется принять участие, поэтому я всегда
оставляю кое-какие недоработки, и довожу до конца макет уже
непосредственно с заказчиком.
С уважением, Голотовский Сергей.
Удачи вам! Ине переживайте по пустякам :)
автор: Клюев М. (написано в 2003, дополнено в 2008)